truthcenter

Выша-Пайгарма-Дивеево-Санаксары

Выша-Пайгарма-Дивеево-Санаксары

В конце мая нашим образовательным центром была организована паломническая поездка. Мы все очень ждали этого события, надеялись, что она состоится, волновались и, конечно же, молились. На занятиях в воскресной школе подробно знакомились с историй обителей, с житиями святых.
Наконец, день отъезда настал. На Советской площади г. Видное нас ждал автобус, и мы, паломники, устроившись в удобные кресла, отправились в путешествие. Духовное  руководство поездкой осуществлял сопровождающий нас батюшка, отец Андрей.
Погода была сухая и теплая. Отъехав уже далеко от столицы, а светает рано, смотришь в окно и видишь величественные храмы, святыни (без чего наш мир – пустыня). Эти храмы, как бы приветствуют тебя своим златоглавием, зовут тебя, иди, спеши, не опоздай.
Когда прикладываешься к святым мощам наших молитвенников, чудотворным иконам и образам, слёзы радости и благодарности наполняют твои глаза. Что может быть еще выше и благостнее этого? Происходит умиротворение твоей души, утешение, необычное спокойствие. Ты читаешь в глазах этих чудотворных икон - приходи, не забывай, стучись, и мы не оставим тебя.
 
Эммануиловка
Около шести часов утра, прибыв в Шацкий район Рязанской области, мы посетили деревенскую церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка.

 Поразила удивительная тишина, нарушали покой только кукушка и петух. Именно в этой церкви некоторое время находились мощи Феофана Затворника после разорения склепа святителя в Вышенской пустыни. Храм закрывался лишь на очень короткое время, поэтому дошел до нас практически в первозданном виде. Здесь находится чудотворный образ иконы Казанской Вышенской Божией Матери. Приложившись к святыням, мы почти полным составом окунулись в источнике, сняли с себя дорожную усталость.

 После этого наша группа продолжила свой путь к Вышенской пустыне.

Выша
Еще на подъезде к пустыни взгляд приковывает великолепный Казанский храм. Храм, возведенный в XIX  веке в связи с появлением в монастыре чудотворной Казанской иконы Божией Матери, является визитной карточкой Вышенского женского монастыря. Стены храма с четырех сторон расписаны сценами из Евангелия. Со страхом Божиим взирая на все это великолепие, трудно себе представить, что еще недавно монастырь находился в руинах.

С благоговейным трепетом мы вошли в летнюю Казанскую церковь (так как теплым храмом является Успенский, на зиму мощи святителя Феофана переносят в него), в середине иконостаса, в нише, находится икона Воскресения Христова, справа – Распятие Спасителя, слева – Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляют собою особенную ценность, т.к. написаны они самим святителем Феофаном Затворником Вышенским. В одном из писем святитель Феофан признался, что в свое время украдкой ходил посмотреть на обновленный собор: «Церковь холодную как раскрасили и поновили… Прелесть как хороша!»  По  левую руку от иконостаса покоятся мощи святителя, над ракой расположена икона преподобного Феофана, исповедника Сигрианского – его небесного покровителя. С молитвой, приложившись к мощам и поклонившись святыням, мы продолжили свой путь, ведь  в эти выходные нам предстояло преодолеть еще очень много километров.

Зубова Поляна
В XIX  веке Покрово – Селищенский приход, насчитывавший уже более 5500 человек, разделился на два прихода. В соседнем селе Новые Выселки в 1854 году была выстроена деревянная Покровская церковь с Никольским престолом. Затем на рубеже веков местным помещиком был возведен новый храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был спроектирован по образу нового Спасо – Преображенского собора Серафимо – Дивеевского монастыря. Казалось бы, новой, каменной церкви собирать под своей сенью верующих до скончания века. Но, по преданиям, на освящении храма блаженная девица Дария предрекла скорое его поругание и разрушение, а на Покровских Селищах наоборот, будет благодать и «возгорится свеча от земли до неба».
В 20-е годы прошлого века верующим еще удавалось отстаивать свои храмы, но в 1934 году, когда гонения на веру усилились и храмы повсеместно закрывались, пришлось уступить. Селищенские церкви отдали сельхозкоммуне под склады и клуб, а каменный храм в Новых Выселках был разрушен до основания, а камень пошел на строительство дороги. Уже  в 70-х годах прошлого столетия  в селе Покровские Выселки был снесен Покровский храм. В 1992 году верующим был возвращен Никольский храм, полностью разграбленный и разоренный, но в тот же год его осветили в честь святителя Варсонофия. При приходе образовалась сестринская община. В труде и молитве проходили дни в общине, территория будущего монастыря обживалась и благоустраивалась.       
22 февраля 1996 года община приобрела статус Свято-Варсонофиевского женского монастыря, монастырь отстраивался во Славу Божию. В настоящее время в монастыре насчитывается  пять храмов (главный из них собор Воскресения Христова), игуменский корпус, кельи, просфорная,  пекарня, молочный цех, баня и коровник на 100 голов, есть богадельня, детский  сад для воспитанниц и гостиница для паломников. Разбиты фруктовый сад, виноградник и огород.

 В этом монастыре нам надлежало трапезничать, но сначала выделенная нам настоятелем отцом Алексеем сестра Елена провела нас по обители. Монастырь молодой, и храм Вознесения Христова новый, но    ощущение намоленности  будто витало в воздухе.
С большой любовью рассказывала нам сестра Елена о каждой иконе, о постройке, о воспитанницах, о старушках из богадельни, просто сердце замирало.  Надолго в моей душе останется это повествование.

Посетив могилу блаженной Дарии,  на обратном пути, мы наблюдали за стрижкой овец (общее количество которых более 400!).

Хотя численность насельниц за короткое время  выросло до 90 человек (половину из этого составляют богадельня и приют), монастырю остро требуются помощники, вот и сейчас на стрижке помогали простые прихожане, жители села Покровские Селищи. Подав требы, покушав в монастырской трапезной и окунувшись в святом источнике, в честь иконы Донской Божией Матери мы продолжили свой путь.

Пайгарма
К трем часам мы добрались до Параскево-Вознесенской женской обители.

 По преданию, одному солдату, у которого сильно болели ноги, и несколько раз во сне ему являлась дева «небесной красоты» и велела идти больному в деревню Пайгарму, «там, в лесу увидишь источник и в нем найдешь Мой образ. Устрой над источником часовню и поставь в ней найденный образ; после этого ты будешь совсем здоров, никогда не будешь болеть ногами».  Солдат выздоровел, а православные христиане, узнав про это чудо, стекались к обретенной святыне. Местным жителям не понравилось, что в их уединенном местечке столько шума, и они всячески стали препятствовать; то часовню разберут, то источник засыпят. Но  часовню отстраивали заново, а источник начинал бить с новой силой.
Чтобы сохранить икону ее не раз переносили в Рузаевскую церковь, но она снова чудесным образом возвращалась на источник. К сожалению, впоследствии  икона была утеряна. А рядом с источником образовался монастырь. Параскево-Вознесенский монастырь стал центром православия для всей округе, стали поступать крупные пожертвования, и обитель расцвела. Но самое сложное время для монастыря наступило с приходом к власти безбожников; храмы закрыли, монахинь разогнали, помещения отдали под клуб и склады. В Вознесенском соборе с таким неистовством стирали со стен лики святых, что в ход шли и топоры, и кислота, и даже паяльные лампы. Какой страх, должно быть, наводили на новую власть лики святых, что от них так старательно избавлялись! Однако усилия были  напрасными, а в одном случае лик сам по себе обновился, участники же тех событий ни один добром свои жизни не закончили. Поклонившись точному списку с чудотворной иконы, с большой частицей святых мощей вмчц .Параскевы, у которого давно уже происходят исцеления, и другим святыням, мы спустились к источнику.

Хочется сказать, что монастырь этот очень известен и любим ныне как местными жителями, так и паломниками со всех концов земли. Удивительно было слышать английскую речь в русской глубинке.
День выдался очень жаркий, и святые источники для нас были благодатью Божию. Окунувшись и набрав воды, мы стали собираться в дорогу, ведь путь надлежало проехать не малый, до Дивеева.  А еще в Пайгарме нас пригласили на трапезу, еда была не мудреная, гречневая каша с зеленым луком со своих грядок, но очень вкусная, слава Богу за все!

Дивеево
Уже поздно вечером мы добрались до Дивеева, отец Андрей благословил на завтра пойти к ранней литургии, затем пройти по канавке и приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, преподобных и блаженных жен дивеевских.  
Встав рано утром, мы отправились в собор на службу.

Вспоминаются слова, слышанные нами на занятиях.
…то, что прежде всего привлекает внимание в Дивеево – это собор такой обширный и, между прочим, такой легкий, воздушный, ощущение идеи придать земному храму характер небесного – поднять человека в беспредельную высь, возбудить к созерцанию бесконечной небесной красоты…
И вот здесь, в Дивеевской обители, ждем принятия святых Даров. Многие из нас не могли удержать слезы радости! Поют "иже херувимы тайно", затем возглас – "приимите, ядите" Спасибо Господи! – мы удостоилась принять Святые Дары.
Мы поклонились  мощам   преподобных,  все вместе приложились к мощам Серафима Саровского, которые почивают в Троицком соборе, помолились в Казанском храме и с молитвою пошли к канавке. Еще батюшка Серафим Саровский говорил, «кто по канавке пройдет, да 150 Богородиц прочтет, тому здесь и Киев, и Иерусалим, и Афон», вот и мы, выполняя завет преподобного, с тихой молитвой прошли по тому месту, где раз в сутки сама Матушка бывает.
Из Дивеева мы поехали на источник св.Серафима Саровского.  История возникновения источника общеизвестна. Солдатам в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода. Мы были приятно удивлены благоустроенностью купален источника, наличием часовни.

 Большое количество паломников наглядно свидетельствовало о популярности источника в народе. Люди по-прежнему приезжают к батюшке Серафиму за утешением и исцелением.
 
Санаксары
Дальнейший наш путь лежал снова в Мордовию, в Санаксарский мужской монастырь, где покоятся мощи преподобного Феодора Санаксарского, святого праведного воина Феодора Ушакова (племянника преподобного), и преподобноисповедника Александра, последнего перед разорением обители, игумена Санаксарского.

Жизнь праведного воина Феодора Ушакова складывалась не легко; поступив на службу в Лейб-Гвардии Преображенский полк, всею душою тянулся он к другой службе, службе Господу Богу. Будущий адмирал Ушаков с молитвой и верой неоднократно выходил из боя с победой, на благо России. Это под его командованием наш флот победил турков в битве при Тендре, хотя по численности их флот превосходил наш в три раза, он был полностью уничтожен, потери наших составили: трое убитых и девять раненых. По сей день в Петербурге, ограждением вокруг Преображенского Собора находятся перевернутые вниз дулом турецкие пушки, в знак того, что из них уже никогда не выстрелят. Кто ж на нас, раз с нами Бог. 
По дороге в монастырь мы заехали на источник преподобного Феодора. В торжественной обстановке отец Андрей вручил нам свидетельства об окончании учебного года Воскресной школы. Это было для нас очень приятным сюрпризом!

Помолившись на службе в монастыре, мы, немного уставшие после напряженной программы поездки, но очень радостные, поехали домой в г.Видное.

Возвращение
Дорога домой прошла совсем незаметно – мы вернулись в 5 утра, успев до утренних пробок, характерных для понедельника. Расходились по домам, находясь под необыкновенным впечатлением от поездки, благодарили Господа, что так удачно все получилось. В прошедшие 2 дня уложилось так много событий, что, казалось, прошло 2 месяца с момента нашего отъезда! Все договорились, что поездка по этому маршруту в начале лета станет доброй традицией нашего образовательного центра. Слава Тебе Господи, слава Тебе.


Также можете посмотреть фотоотчет о нашей поездке