truthcenter

Как Риза Господня в Москву попала.Антоний Попов.

Предание о ризе Господней восходит к новозаветной первооснове - Евангелию от Иоанна. Эпизод, кстати, отражает реальные нравы и установления того времени. Палачи - в качестве вознаграждения за "работу" - имели право взять себе одежды казненных. "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет... Так поступили воины". Предания, записанные лишь на рубеже 10-11 столетий, рассказывают о том, что среди тех воинов оказался некто по имени Елиос, грузинский еврей. Елиосу и достался по жребию хитон Христа. С этим "трофеем" он вернулся в Грузию. Дома он подарил хитон сестре своей Сидонии. Умирая, она завещала похоронить ее в ризе Господней. Так и было сделано. И на ее могиле вырос кипарис, почитаемый на Кавказе как священное дерево. Минуло три столетия, и христианство стало в Грузии государственной религией. Кипарис над погребением Сидонии был спилен, дабы воздвигнуть на этом месте храм. При строительстве его была использована значительная часть ствола кипариса. Оставшаяся древесина пошла на изготовление крестов, один из которых и сейчас хранится в этом соборе. Легенда утверждает, что корень древа, оказавшийся в основании храма, стал источать благоухающее целебное миро. Поэтому и назвали храм Свети-Цховели, по-грузински "Животворящий Столп". В первой четверти XVII века христианская Грузия стала жертвой опустошительного нашествия персидского шаха Аббаса. Аббас прислал ризу Господню со специальным посольством в Москву. В Кремле драгоценный ларец открыли, и патриарх Филарет бережно достал его содержимое. "И по досмотру, - как записали в специальном акте, - в том ковчежце оказалась часть (некая) полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давних лет, лице изменила, а ткань во льну (то есть льняная)". Когда патриарх Филарет получил дар персидского шаха, он установил семидневный пост с упованием на то, что "Господь Бог о той святыне проявит волю свою". И воля эта - как утверждает предание - была проявлена: "больные выздоравливали от прикосновения к ним Ризы Господней". В течение первой недели - 14 случаев исцеления. А по 1 сентября 1625, года - 67. Слепые прозревали, к глухим возвращался слух; страдавшие горячкой, а также парализованные, становились совершенно здоровыми.10 июля 1625 года в Успенском соборе Московского Кремля, в алтаре первопрестольного российского храма, хитон был положен в специально изготовленный драгоценный ковчег. А в российском церковном календаре появилась новая запись: "Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве".Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью - Русской. Во всем христианском мире ему посвящен один-единственный храм - Московская церковь Ризположения на Донской. Однако Грузинская церковь убеждена, что хитон до сих пор пребывает в неприкосновенности в соборе Свети-Цховели и каждый год 14 октября на праздник Светицовлоба происходит поклонение ему. Богословы Русской православной церкви сняли противоречие, объявив, что истинно и то, и другое, что речь идет о разных одеяниях Иисуса Христа:  честную ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его хитоном. В отличие от хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, а в его сокровищнице. Грузины же никогда не претендовали на то, что у них в древней столице Иверии – Мцхета, в храме Светицховели находится Риза . Они свято верят, что там находится хитон Господень, тот самый, который по преданию, связала Сама Матерь Божия. И  хитон (Риза) остался в храме Светицховели , а выдана персам была фальшивка. А“Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона”( авторитетное дореволюционное издание ) говорит : “Риза Господня -нешвенный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа (Иоан., XIX, 24), — по преданию, грузином, принесшим ризу в Грузию, где она и сохранялась.” Обратим внимание на тот факт, что культ почитания Ризы Господней в Москве так и не сложился. Любопытно, что в средневековье на обладание хитоном претендовали еще два десятка католических храмов. На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой в Палестине, перенесена в Трир и в 328 г. положена в трирском соборе. В конце минувшего столетия специальная комиссия исследовала трирскую святыню. В акте комиссии сказано, что хитон "представляет собой нечто покрытое плесенью, сплошь дырявое, материал его теперь установить не представляется возможным, нельзя даже установить, имеются ли в этой вещи швы". Что же касается реликвии Успенского Собора Московского Кремля, то судьба ее неизвестна. По всей вероятности, Риза Господня, вместе с другими особо почитаемыми реликвиями, была унесена из собора в 1918 году, после прекращения в нем богослужений.И тем не менее в церкви Ризоположения, в числе его святынь имеется храмовая икона, изображающая событие, в память о котором построен храм. В середину иконы вставлен серебряный крест с частицей Ризы Господней, подаренной патриархом Алексием в 1951 году к 250-летию со дня основания Ризоположенского храма.

Антоний Попов, 2000г