truthcenter

Агиография
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Наталья Трончинская.

21 ноября по юлианскому календарю (4 декабря по новому стилю) христиане вспоминают событие из жизни Божией Матери, когда Её трёхлетней девочкой родители привели в Иерусалимский храм, чтобы выполнить обещание, данное Богу.

Святые праведные Иоаким и Анна, дожив до старости, не имели детей, а бесплодие тогда считалось позором. Они не роптали и истово молились о даровании им ребёнка, обещая посвятить своё дитя Богу, если Господь услышит их молитвы. И уже в весьма преклонном возрасте Анна родила Дочь, Которую назвали Марией. Когда Марии исполнилось три года, Её святые праведные родители решили исполнить свой обет и привели Дитя в Иерусалимский храм.

Подробнее...
 
Введение Божией Матери во храм. Митрополит Антоний Сурожский

Есть праздники, сила которых заключается в воспоминаемом событии; важно, значительно в них, решающе для судеб человеческих то, что случилось; таков праздник Рождества Христова или праздник Воскресения; решающее значение имеет то, что действительно в тот день Бог стал человеком и родился на земле, что именно в тот день воскрес Господь, умерший крестной смертью ради нашего спасения.

И есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна.
Подробнее...
 
Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых на юбилейном Архиерейском Соборе Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года

(о канонизации Царской семьи, в сокращении)

…Определением Архиерейского Собора от 31 марта - 4 апреля 1992 года Синодальной Комиссии по канонизации святых было поручено "при изучении подвигов новомучеников Российских начать исследование материалов, связанных с мученической кончиной Царской Семьи". Основную задачу в этом вопросе Комиссия видела в объективном рассмотрении всех обстоятельств жизни членов Императорской Семьи в контексте исторических событий и церковном их осмыслении вне идеологических стереотипов, господствовавших в нашей стране на протяжении минувших десятилетий. Комиссия руководствовалась пастырской озабоченностью, чтобы канонизация Царской Семьи в сонме новомучеников Российских не давала повода и аргументов в политической борьбе или мирских противостояниях, а способствовала бы объединению народа Божия в вере и благочестии. Мы стремились учесть и факт канонизации Царской Семьи Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, вызвавший далеко не однозначную реакцию как в среде русской эмиграции, некоторые представители которой не увидели тогда в ней достаточно убедительных оснований, так и в самой России, не говоря уже о таком, не имеющем исторических аналогий в Православной Церкви, решении Русской Православной Церкви Заграницей, как включение в число канонизованных принявших вместе с Царской Семьей мученическую кончину царского слуги римо-католика Алоизия Егоровича Труппа и лютеранки гофлектриссы Екатерины Адольфовны Шнейдер.
        Уже на первом после Собора заседании Комиссии мы приступили к изучению религиозного, нравственного и государственного аспектов царствования последнего Императора династии Романовых. Тщательно изучались следующие темы: "Православный взгляд на государственную деятельность Императора Николая II"; "Император Николай II и события 1905 года в Санкт-Петербурге"; "О церковной политике Императора Николая II";

Подробнее...
 
Что достойно подражания в жизни императора Николая? Протодиакон Андрей Кураев.
Осмотрительность Священноначалия в вопросе о прославлении Царской Семьи мне представляется вполне уместной. Нет, я не сомневаюсь в том, что Екатеринбургские мученики пребывают ныне в Божией Славе. Вопрос о святости Царской семьи для меня разрешается просто – через ощущение лжи противоположного утверждения. На богословском языке слово святость имеет синонимом слово спасенность. Соответственно, отрицание святости есть утверждение того, что Царская Семья из заточения временного перешла в муку вечную... Попытка представить Их в аду вызывает естественное содрогание. А, значит, и сердце, и разум требуют признания святости екатеринбургских мучеников. То, что они пребывают в лике спасенных, для меня вне сомнений.

 
Однако у слова святость в обиходном, небогословском словоупотреблении, есть еще один оттенок. Святой – это спасенный человек, которому Господь в пакибытии даровал особую милость молитвенного ходатайства за тех христиан, что составляют Церковь земную. Богословски вряд ли может быть проведена четкая граница между спасенными и святыми ходатаями – ибо все, принятые в Божию славу, несут в себе не только человеческую, но уже и Божию, Христову любовь к людям, и самое естественное проявление этой любви в Божием Царстве – это молитвенное пожелание того, чтобы та радость, что уже вкушается спасенными душами, была распространена и на других людей. Представить себе спасенную душу, которая не молится ко Творцу о людях, оставшихся на земле, невозможно. Поэтому и молитвы Царской Семьи у Божия престола для меня есть несомненная реальность. Царь пострадал вместе с народом, пострадал потому, что в сознании палачей был символом своего народа и своей Церкви. И потому опять же естественно предположить, что у Престола Божия Государь молится о России.

Подробнее...
 
Повесть о Петре и Февронии Муромских Святых Чудотворцев
ПОВЕСТЬ О ЖИТИЕ НОВЫХ МУРОMCKИX СВЯТЫХ ЧУДОТВОРЦЕВ, БЛАГОВЕРНОГО, И ПРЕПОДОБНОГО, И ДОСТОЙНОГО ПОХВАЛЫ КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННОГО ВО ИНОЧЕСТВЕ ДАВИДОМ, И СУПРУГИ ЕГО, БЛАГОВЕРНОЙ, И ПРЕПОДОБНОЙ, И ДОСТОЙНОЙ ПОХВАЛЫ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННОЙ ВО ИНОЧЕСТВЕ ЕФРОСИНИЕЙ, БЛАГОСЛОВИ, ОТЧЕ
I
Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя. Долго продолжалось такое наваждение.
Подробнее...
 
Сказка или быль о житии Петра и Февронии.Дарья Мендлеева.
“Повесть от жития святых новых чудотворец муромских… Петра и Февронии” - одно из самых интересных произведений древнерусской литературы. Пожалуй, нигде более мы не увидим такого влияния сказочных сюжетов и других фольклорных элементов на житийную литературу. Разнообразные былички, правда, приуроченные большей частью не к житиям, а к чудесам различных святых, имели, конечно же, широчайшее хождение в народе, а к XIX веку даже стали понемногу включаться в состав разнообразных сборников, но чтобы подобное произведение было создано в XVI веке, да ещё вполне серьёзным, авторитетным писателем - невероятно. Читаешь и не поймёшь - то ли перед глазами житие, то ли и впрямь сказка.
Подробнее...
 
Правду ли расказывает житие Петра и Февронии?Александр Ракитин.
Благоверных супругов Петра и Февронию почитали святыми на муромской земле с XIII века, то есть практически с момента их преставления. А вот общерусское почитание связано с Казанскими походами Ивана Грозного сороковых-пятидесятых годов XVI века. Муром был последним городом, из корогого русские войска выходили на Казань. Перед нелегким испытанием царь молился в Рождественском соборе Мурома, давал обеты у мощей, среди которых были и мощи местночтимых святых Петра и Февронии. Иван Грозный не забыл своих обетов — после взятия Казани в 1552 году на средства царя в городе был заново построен Рождественский собор, возведена «обетная» церковь Космы и Дамиана. В глазах царя местные муромские святые явились покровителями его побед, а потому митрополиту Московскому Макарию было поручено включить имена князя Петра и его супруги Февронии в так называемые списки общерусских святых. По указу митрополита были написаны их жития и составлены им службы.
Подробнее...
 
День семьи...монахов.Сергей Марков.
В СССР были некие эрзацы "женского" и "мужского" дня, к семье отношения не имеющие. И вообще, первоначально большевики стремились семью отменить. Ведь при коммунизме по теории "семья себя изживает". Уступка в сторону семьи – это, по сути, уступка временная и тактическая, в духе НЭПа. Советская культура воспевала не семью, а героев, всю свою жизнь отдавших Революции, Делу, Светлому Будущему.
Демографический кризис в России последних лет созрел благодаря множеству причин, одна из которых – разрушенное при социализме культурное отношение к семье. А сейчас мы ещё попали под нарастающий прессинг постиндустриальной глобализации, которая уже приводит к вымиранию народов постхристианской цивилизации в Европе и США. Ситуация критическая. Зададимся вопросом: а нужен ли вообще некий праздник семьи? Безусловно, нужен.
Подробнее...
 
Мытарства блаж. Феодоры
У преп. Василия была послушница Феодора, которая много служила ему; приняв иноческий чин, она отошла ко Господу. Одному из учеников преподобного, Григорию, пришло желание узнать, где находится по своем преставлении Феодора, сподобилась ли она от Господа милости и отрады за свое служение святому старцу. Часто размышляя об этом, Григорий просил старца ответить ему, что с Феодорой, ибо твердо верил, что угоднику Божию все это известно. Не желая огорчить своего духовного сына, преп. Василий помолился, чтобы Господь открыл ему участь блаженной Феодоры.
Подробнее...
 
К вопросу о статусе Мытарств Феодоры. Протодиакон Андрей Кураев.

"Мытарства блаженной Феодоры" (святцы такой не знают), входящие в состав "Жития Василия Нового" - текст сомнительного происхождения и содержания. Догматически он неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда. Спаситель сказал, что "Отец весь суд передал Сыну", но в этой книжке весь суд вершат бесы. Христу остается только вручить медали победителям. Подобно тому как вручает медали победителям чемпионата глова спортивной федерации, сам, быть может, болевший за другую команду, но вынужденный так поступить по протоколу.

Подробнее...
 
Сказание о перенесении честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву

Во дни благоверного царя и великого князя, самодержца всей России, Михаила Феодоровича1, в патриаршествование же святейшего Филарета2, отца царева по плоти и духу, в Персии царствовал шах Аббас3. Питая любовь и расположение к благоверному царю Михаилу, Аббас часто отправлял к нему послов с дарами4; подобно сему и российский царь присылал к нему послов с дарами.

Подробнее...
 
Как Риза Господня в Москву попала.Антоний Попов.
Предание о ризе Господней восходит к новозаветной первооснове - Евангелию от Иоанна. Эпизод, кстати, отражает реальные нравы и установления того времени. Палачи - в качестве вознаграждения за "работу" - имели право взять себе одежды казненных. "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет... Так поступили воины".
Подробнее...
 
Чудо о добродетельной попадье, введшей мужа в смертный грех. Опыт анализа. А.Турилов.
Обретохом бо сказание некое, сице бывшее, еже и разсудивше, написавше предати
Презвитер некый бе в некоей веси, имеа жену, иже оба млада беста. И Великыа суботы вечеру приспевшу, и вся, яже подобная празднику, уготова презвитер, и вечеряв, възлеже с женою своею на одре. Брани ж ему пришедшу от беса блуднаго, въсхоте смеситись с женою своею, она же остави его. Въстав убо, и пришед, бысть с скотиною, не ведящи (1) жене его. Светающи ж святей недели Пасхы, и утренюю свершив презвитер, и сътвори литургию, сущим с ним и всем людем. По въздвижении же божественаго хлеба и причащении облак птиц разноличных, ядущих кровий, нападоша на церковь. И к вратом церковным прилетаху, яко неции ратници, сретающи и сретаеми, купно и меча пометающе. И людие крепко врата затворивше, и внутрь стоаху, мужие и жены. Святому же причещению бывшу, услышав поп и уведев (2) бывшее, рече: "Мое есть съгрешение, моя язва. Меня ради сънъм сий птиць". Прииде, исповедася пред всеми людьми. И так, "Господи помилуй" вопиющи вси, первый врата отверз и изыде, ничим же бысть по-врежен от птиць. И так вси людие начаша исходите, последи же всех и жена презвитерова начят исходити. И еще в' вратех ей сущи, въсхытиша еа. И по дробну расторгнувше плоть еа с костьми, и в устех своих вземше, отлетааху.

Подробнее...